ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
Г. Д. КРЫЛОВА
Учебник охватывает широкий круг вопросов, связанных с основами стандартизации, сертификации, метрологии. Внимание акцентируется на наиболее актуальных проблемах, связанных с переходом к рыночной экономике, с экспортной деятельностью предприятий, повышением уровня конкурентоспособности продукции, маркетинговой деятельностью. Особенности стандартизации, сертификации и метрологии рассмотрены на трех уровнях: национальном, региональном, международном.
Во втором издании (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997) освещаются новые аспекты развития стандартизации и сертификации — социальная лояльность, стандартизация услуг в России, принятие международных стандартов по управлению качеством услуг, международные универсальные стандарты по экологии, создавшие основу для организации экосертификации, сущность концепции TQM и др.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений коммерческого и экономического профиля, системы последипломного образования, а также для широкого круга современных деловых людей.
Содержание
Предисловие ко второму изданию
Часть 1. ОСНОВЫ стандартизации
Раздел I. Основы организации и технологии стандартизации
Глава I. Сущность стандартизации
1.1. Сущность и содержание стандартизации
1.2. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов
1.3. Применение нормативных документов и характер их требований
1.4. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов
Глава 2. Организация работ по стандартизации в РФ
2.1. Правовые основы стандартизации и ее задачи
2.2. Органы и службы по стандартизации
2.3. Порядок разработки стандартов
2.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов
2.5. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам
Глава 3. Информационное обеспечение работ по стандартизации
3.1. Международная информационная система
3.2. Информационное обеспечение в России
3.3. Общероссийские классификаторы
Глава 4. Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО
4.1. Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС
4.2. ГСС и перспективы вступления России в ВТО
Глава 5. Стандартизация в зарубежных странах
5.1. Американский национальный институт стандартов и технологии
5.2. Британский институт стандартов
5.3. Французская ассоциация по стандартизации
5.4. Немецкий институт стандартов
5.5. Японский комитет промышленных стандартов
Раздел II. Стандартизация в различных сферах
Глава 6. Стандартизация систем управления качеством
6.1. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции
6.2. Совершенствование стандартизации систем обеспечения качества
Глава 7. Стандартизация услуг
Глава 8. Стандартизация и экология
Глава 9. Стандартизация и кодирование информации о товаре
Глава 10. Стандартизация в практике маркетинга
10.1. Стандартизация и маркетинговые исследования
10.2. Стандартизация и приоритет потребителя
раздел III. Международная и региональная стандартизация
Глава 11. Стандартизация систем управления качеством
11.1. Международная организация по стандартизации (ИСО)
11.2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)
11.3. Международные организации, участвующие в международной стандартизации
Глава 12. Региональные организации по стандартизации
12.1. Общеевропейские организации по стандартизации
12.2. Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА)
12.3. Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
12.4. Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ)
12.5. Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ)
Глава 13. Актуальные вопросы в практике международной стандартизации
13.1. Определение приоритетов международной стандартизации
13.2. Гармонизация стандартов
13.3. Применение международных стандартов в РФ
Часть II. ОСНОВЫ сертификации
Раздел IV. Организационно-методические принципы сертификации соответствия продукции и услуг
Глава 14. Сущность и содержание сертификации
14.1. Основные термины и понятия
14.2. Сущность обязательной и добровольной сертификации
14.3. Формы участия в системах сертификации и соглашения по признанию
14.4. Сертификация и технические барьеры в торговле
Глава 15. Правовые основы сертификации в РФ
15.1. Закон «О защите прав потребителей» и сертификация
15.2. Закон «О сертификации продукции и услуг»
Глава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ
16.1. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции
16.2. Схемы сертификации
16.3. Орган по сертификации и испытательные лаборатории
16.4. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий
16.5. Знаки соответствия
Раздел V. Практика сертификации на национальном уровне
Глава 17. Российские системы сертификации
17.1. Системы обязательной сертификации
17.2. Системы добровольной сертификации
17.3. Перспективные задачи сертификации
Глава 18. Сертификация импортируемой продукции в России
18.1. Основные правила
18.2. Признание зарубежных сертификатов
18.3. Сертификация продукции, импортируемой из стран Юго-Восточной Азии
18.4. Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации
Глава 19. Сертификация в зарубежных странах
19.1. Сертификация в Германии
19.2. Сертификация во Франции
19.3. Сертификация в Японии
19.4. Сертификация в США
Раздел VI. Сертификация на международном и региональном уровнях
Глава 20. Международная сертификация
20.1. Деятельность ИСО в области сертификации
20.2. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК (МЭКСЭ)
20.3. Международная система МЭК по сертификации изделий электронной техники
20.4. Сертификация в деятельности ЕЭК ООН
20.5. Международная система сертификации спортивного и охотничьего оружия
20.6. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации
Глава 21. Региональная сертификация
21.1. Сертификация в ЕС
21.2. Сертификация в СНГ
Раздел VII. Актуальные области сертификации
Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества
22.1. Практика сертификации в РФ
22.2. Практика сертификации за рубежом
Глава 23. Экологическая сертификация
Глава 24. Сертификация услуг
Глава 25. Новый аспект сертификации — социальная лояльность
Часть III. ОСНОВЫ метрологии
Раздел VIII. Общие сведения о метрологии
Глава 26. Сущность и содержание метрологии
26.1. Метрология — наука об измерениях
26.2. Виды измерений
26.3. Физические величины как объект измерений
26.4. Международная система единиц физических величин
Глава 27. Средства измерений
27.1. Виды средств измерений
27.2. Эталоны, их классификация
27.3. Перспективы развития эталонов
Раздел IX. Метрология в России
Глава 28. Правовые основы метрологической деятельности
28.1. Закон «Об обеспечении единства измерений»
28.2. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии
Глава 29. Государственная метрологическая служба в РФ
29.1. Организационные основы Государственной метрологической службы
29.2. Государственный метрологический контроль за средствами измерений
29.3. Государственный метрологический надзор
Глава 30. Калибровка и поверка средств измерений
30.1. Российская система калибровки
30.2. Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы
30.3. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов
30.4. Сертификация средств измерений
Раздел Х. МЕТРОЛОГИЯ в зарубежных странах и международные метрологические организации
Глава 31. Метрология в зарубежных странах
31.1. Метрология в странах Западной Европы
31.2. Метрология в странах Восточной Европы и СНГ
Глава 32. Международные организации по метрологии
32.1. Международная организация мер и весов
32.2. Международная организация законодательной метрологии
32.3. Основные международные нормативные документы по метрологии
Глава 33. Региональные организации по метрологии
33.1. Метрологическая организация стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ)
33.2. Метрологические организации стран Западной Европы
33.3. Сотрудничество по метрологии в СНГ
Ситуационные задачи
Вопросы для тест-контроля
Библиографический список
Основные термины и понятия
Ответы к тестам для самоконтроля
Приложения
Предисловие ко второму изданию
Нестабильность экономической ситуации в России, сопряженная как с политическими факторами, так и с трудным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассматриваемых в учебнике сферах деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. За небольшой период времени между первым и вторым изданием книги мероприятия по совершенствованию в области стандартизации и сертификации в России оказались столь серьезными и повлекли за собой столь заметные положительные сдвиги в практике отечественных предприятий и организаций, что проигнорировать эти явления и не предложить их анализ читателям учебника было бы непростительной методической ошибкой.
Принята новая концепция стандартизации, которая, будучи воплощенной в жизнь, еще в большей степени приблизит Россию к возможности вступления в ВТО. Пересмотрены основные аспекты и правила сертификации, определившие коренное изменение правовых основ этой процедуры: с учетом зарубежной практики приобретает весомость декларация о соответствии, заменяющая сертификацию третьей стороной.
Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к принятию стандартов ИСО-9000-2000.В связи с этим задача сертификации систем качества на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется: те, кто уже имеет сертификат соответствия, будут подтверждать его по новым требованиям, а организациям, еще не сертифицировавшим свою систему качества, необходимо приводить ее в соответствие с международными требованиями нового поколения.
Процесс совершенствования бесконечен. В стране еще не решены задачи по TQM*, а на горизонте появился международный стандарт SA-8000**, устанавливающий критерии социально-этического характера для оценки деятельности организации в отношении ее лояльности к обществу.
* Total Quality Management", см. гл. 6.
** “Social Accountability 8000”.
Некоторые актуальные области стандартизации и сертификации, обсуждаемые в первом издании, значительно продвинулись как в правовом, так и в организационном плане, что также нашло отражение в предлагаемом новом издании.
Предисловие
Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешних.
Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы. Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по-новому, осознанно и цивилизованно могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.
Роль единства измерений в области различных форм собственности не менее важна, и вместе с принятием указанного выше Закона «Об обеспечении единства измерений» в России начался новый этап развития метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному. Вместе с тем этот закон позволяет сохранить принцип государственного характера метрологического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой. Это выражается прежде всего в том, что теперь в России действуют не только государственные метрологические организации, но и службы юридических лиц, а также коммерческие метрологические службы.
Введение «Основ стандартизации, сертификации, метрологии» в число изучаемых дисциплин в вузах и на факультетах коммерческого профиля еще раз доказывает необходимость таких знаний современным специалистам.
Учебник состоит из трех частей.
В первой части — «Основы стандартизации», которая включает разделы I-III, главы 1-13, представлены правовые, организационные и методические основы стандартизации на национальном, региональном, международном уровнях. Основное внимание акцентируется на нововведениях в российскую систему стандартизации, ее гармонизации с международными правилами, роли стандартизации в развитии внешнеэкономической деятельности отечественных фирм и предприятий, эффективности участия в региональных и международных организациях по стандартизации и применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в достаточно различных областях, чтобы дать представление о широте ее распространения и необходимости применения как для повышения эффективности деятельности, так и для достижения более высокой конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках и взаимопонимания с зарубежными партнерами и контрагентами.
Вторая часть — «Основы сертификации» — состоит из разделов IV-VII, глав 14-25, которые посвящены организационно-методическим и правовым принципам сертификации в России и в зарубежных странах, а также деятельности международных и региональных организаций в этой области. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Рассматривается также создание в России системы аккредитации, гармонизованной с международными правилами. Отдельные главы посвящены актуальным областям сертификации: импортируемым и экспортируемым товарам, системам обеспечения качества у изготовителя, в сфере услуг, в области защиты окружающей среды и др.
В третьей части — «Основы метрологии», состоящей из разделов VIII-X, глав 27-33, рассматриваются законодательные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений в международных торгово-экономических и научно-технических связях. Освещается деятельность в зарубежных странах по метрологии, а также метрологических организаций регионального и международного уровней.
Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны между собой, поэтому изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономической деятельности предприятий на современной цивилизованной основе, обеспечения условий, необходимых для присоединения страны к международным системам сертификации и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), что положительно скажется непосредственно на экспортной деятельности предприятий (фирм).
Для того чтобы не только вооружить студента теоретическими знаниями, но и привить ему практические навыки, в учебник включены вопросы для обсуждения, вопросы для тестирования и ситуационные задачи. Ситуационная задача — это не математическая задача, которая имеет определенный ответ или единственное решение. Ситуационные задачи призваны активизировать аудиторию, стимулировать дискуссию, мобилизовать студентов на использование всех полученных знаний (в том числе и по другим изучаемым предметам), проявить творческий подход. Они развивают интуицию — весьма полезное качество для будущих специалистов коммерческой сферы, равно как и других областей деятельности.
Учебник содержит приложения, которые могут оказаться полезными не только в качестве иллюстрации, но и для практических занятий, а также для выполнения студентами определенных учебных заданий.