Четверг, 18.04.2024, 20:58
ИЗМЕРЕНИЯ ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Анонс [3]
...
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
...
...
People Group
 КРЫЛОВА Г. Д. "ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ" 

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ

Г. Д. КРЫЛОВА

Учебник охватывает широкий круг вопросов, связанных с основами стандартизации, сертификации, метрологии. Внимание акцентируется на наиболее актуальных проблемах, связанных с переходом к рыночной экономике, с экспортной деятельностью предприятий, повышением уровня конкурентоспособности продукции, маркетинговой деятельностью. Особенности стандартизации, сертификации и метрологии рассмотрены на трех уровнях: национальном, региональном, международном.

Во втором издании (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997) освещаются новые аспекты развития стандартизации и сертификации — социальная лояль­ность, стандартизация услуг в России, принятие международных стандар­тов по управлению качеством услуг, международные универсальные стан­дарты по экологии, создавшие основу для организации экосертификации, сущность концепции TQM и др.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений коммер­ческого и экономического профиля, системы последипломного образова­ния, а также для широкого круга современных деловых людей.

Содержание

Предисловие ко второму изданию

Предисловие

Часть 1. ОСНОВЫ стандартизации

Раздел I. Основы организации и технологии стандартизации

Глава I. Сущность стандартизации

1.1. Сущность и содержание стандартизации

1.2. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов

1.3. Применение нормативных документов и характер их требований

1.4. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов

Глава 2. Организация работ по стандартизации в РФ

2.1. Правовые основы стандартизации и ее задачи

2.2. Органы и службы по стандартизации

2.3. Порядок разработки стандартов

2.4. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов

2.5. Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам

Глава 3. Информационное обеспечение работ по стандартизации

3.1. Международная информационная система

3.2. Информационное обеспечение в России

3.3. Общероссийские классификаторы

Глава 4. Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО

4.1. Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС

4.2. ГСС и перспективы вступления России в ВТО

Глава 5. Стандартизация в зарубежных странах

5.1. Американский национальный институт стандартов и технологии

5.2. Британский институт стандартов

5.3. Французская ассоциация по стандартизации

5.4. Немецкий институт стандартов

5.5. Японский комитет промышленных стандартов

Раздел II. Стандартизация в различных сферах

Глава 6. Стандартизация систем управления качеством

6.1. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции

6.2. Совершенствование стандартизации систем обеспечения качества

Глава 7. Стандартизация услуг

Глава 8. Стандартизация и экология

Глава 9. Стандартизация и кодирование информации о товаре

Глава 10. Стандартизация в практике маркетинга

10.1. Стандартизация и маркетинговые исследования

10.2. Стандартизация и приоритет потребителя

раздел III. Международная и региональная стандартизация

Глава 11. Стандартизация систем управления качеством

11.1. Международная организация по стандартизации (ИСО)

11.2. Международная электротехническая комиссия (МЭК)

11.3. Международные организации, участвующие в международной стандартизации

Глава 12. Региональные организации по стандартизации

12.1. Общеевропейские организации по стандартизации

12.2. Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА)

12.3. Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

12.4. Панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ)

12.5. Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ)

Глава 13. Актуальные вопросы в практике международной стандартизации

13.1. Определение приоритетов международной стандартизации

13.2. Гармонизация стандартов

13.3. Применение международных стандартов в РФ

Часть II. ОСНОВЫ сертификации

Раздел IV. Организационно-методические принципы сертификации соответствия продукции и услуг

Глава 14. Сущность и содержание сертификации

14.1. Основные термины и понятия

14.2. Сущность обязательной и добровольной сертификации

14.3. Формы участия в системах сертификации и соглашения по признанию

14.4. Сертификация и технические барьеры в торговле

Глава 15. Правовые основы сертификации в РФ

15.1. Закон «О защите прав потребителей» и сертификация

15.2. Закон «О сертификации продукции и услуг»

Глава 16. Организационно-методические принципы сертификации в РФ

16.1. Принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции

16.2. Схемы сертификации

16.3. Орган по сертификации и испытательные лаборатории

16.4. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

16.5. Знаки соответствия

Раздел V. Практика сертификации на национальном уровне

Глава 17. Российские системы сертификации

17.1. Системы обязательной сертификации

17.2. Системы добровольной сертификации

17.3. Перспективные задачи сертификации

Глава 18. Сертификация импортируемой продукции в России

18.1. Основные правила

18.2. Признание зарубежных сертификатов

18.3. Сертификация продукции, импортируемой из стран Юго-Восточной Азии

18.4. Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации

Глава 19. Сертификация в зарубежных странах

19.1. Сертификация в Германии

19.2. Сертификация во Франции

19.3. Сертификация в Японии

19.4. Сертификация в США

Раздел VI. Сертификация на международном и региональном уровнях

Глава 20. Международная сертификация

20.1. Деятельность ИСО в области сертификации

20.2. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК (МЭКСЭ)

20.3. Международная система МЭК по сертификации изделий электронной техники

20.4. Сертификация в деятельности ЕЭК ООН

20.5. Международная система сертификации спортивного и охотничьего оружия

20.6. Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и международные системы аккредитации

Глава 21. Региональная сертификация

21.1. Сертификация в ЕС

21.2. Сертификация в СНГ

Раздел VII. Актуальные области сертификации

Глава 22. Сертификация систем обеспечения качества

22.1. Практика сертификации в РФ

22.2. Практика сертификации за рубежом

Глава 23. Экологическая сертификация

Глава 24. Сертификация услуг

Глава 25. Новый аспект сертификации — социальная лояльность

Часть III. ОСНОВЫ метрологии

Раздел VIII. Общие сведения о метрологии

Глава 26. Сущность и содержание метрологии

26.1. Метрология — наука об измерениях

26.2. Виды измерений

26.3. Физические величины как объект измерений

26.4. Международная система единиц физических величин

Глава 27. Средства измерений

27.1. Виды средств измерений

27.2. Эталоны, их классификация

27.3. Перспективы развития эталонов

Раздел IX. Метрология в России

Глава 28. Правовые основы метрологической деятельности

28.1. Закон «Об обеспечении единства измерений»

28.2. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии

Глава 29. Государственная метрологическая служба в РФ

29.1. Организационные основы Государственной метрологической службы

29.2. Государственный метрологический контроль за средствами измерений

29.3. Государственный метрологический надзор

Глава 30. Калибровка и поверка средств измерений

30.1. Российская система калибровки

30.2. Методы поверки (калибровки) и поверочные схемы

30.3. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов

30.4. Сертификация средств измерений

Раздел Х. МЕТРОЛОГИЯ в зарубежных странах и международные метрологические организации

Глава 31. Метрология в зарубежных странах

31.1. Метрология в странах Западной Европы

31.2. Метрология в странах Восточной Европы и СНГ

Глава 32. Международные организации по метрологии

32.1. Международная организация мер и весов

32.2. Международная организация законодательной метрологии

32.3. Основные международные нормативные документы по метрологии

Глава 33. Региональные организации по метрологии

33.1. Метрологическая организация стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ)

33.2. Метрологические организации стран Западной Европы

33.3. Сотрудничество по метрологии в СНГ

Ситуационные задачи

Вопросы для тест-контроля

Библиографический список

Основные термины и понятия

Ответы к тестам для самоконтроля

Приложения

 

Предисловие ко второму изданию

Нестабильность экономической ситуации в России, со­пряженная как с политическими факторами, так и с труд­ным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассмат­риваемых в учебнике сферах деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и междуна­родных экономических отношений, необходимо совершен­ствование национальной экономики с учетом мировых дос­тижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сер­тификации во многом предопределило те трудности, кото­рые испытывают отечественные предприятия в условиях со­временной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. За небольшой период времени между пер­вым и вторым изданием книги мероприятия по совершен­ствованию в области стандартизации и сертификации в России оказались столь серьезными и повлекли за собой столь заметные положительные сдвиги в практике отечест­венных предприятий и организаций, что проигнорировать эти явления и не предложить их анализ читателям учебника было бы непростительной методической ошибкой.

Принята новая концепция стандартизации, которая, бу­дучи воплощенной в жизнь, еще в большей степени при­близит Россию к возможности вступления в ВТО. Пере­смотрены основные аспекты и правила сертификации, оп­ределившие коренное изменение правовых основ этой про­цедуры: с учетом зарубежной практики приобретает весо­мость декларация о соответствии, заменяющая сертифика­цию третьей стороной.

Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к приня­тию стандартов ИСО-9000-2000.В связи с этим задача сер­тификации систем качества на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется: те, кто уже име­ет сертификат соответствия, будут подтверждать его по но­вым требованиям, а организациям, еще не сертифициро­вавшим свою систему качества, необходимо приводить ее в соответствие с международными требованиями нового по­коления.

Процесс совершенствования бесконечен. В стране еще не решены задачи по TQM*, а на горизонте появился меж­дународный стандарт SA-8000**, устанавливающий критерии социально-этического характера для оценки деятельности организации в отношении ее лояльности к обществу.


* Total Quality Management", см. гл. 6.

**Social Accountability 8000”.

 

Некоторые актуальные области стандартизации и серти­фикации, обсуждаемые в первом издании, значительно про­двинулись как в правовом, так и в организационном плане, что также нашло отражение в предлагаемом новом издании.

 

Предисловие

Переход России к рыночной экономике определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий и организаций не только на внутреннем рынке, но и на внешних.

Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «пра­вила игры». Международное сотрудничество по любым на­правлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не только не вписыва­лись в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Законы РФ «О защите прав потребителей», «О стандар­тизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обес­печении единства измерений» создали необходимую право­вую базу для внесения существенных новшеств в организа­цию этих важнейших для экономики областей деятельности.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отече­ственные условия невозможно, но специалистам необходи­мо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых про­грессивных решений, позволяющих производить продук­цию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников произ­водственной сферы. Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для специали­стов по реализации продукции, менеджеров, маркетологов, которые по-новому, осознанно и цивилизованно могут ис­пользовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурен­тоспособности товара.

Роль единства измерений в области различных форм собственности не менее важна, и вместе с принятием ука­занного выше Закона «Об обеспечении единства измере­ний» в России начался новый этап развития метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к за­конодательному. Вместе с тем этот закон позволяет сохра­нить принцип государственного характера метрологического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой. Это вы­ражается прежде всего в том, что теперь в России действуют не только государственные метрологические организации, но и службы юридических лиц, а также коммерческие мет­рологические службы.

Введение «Основ стандартизации, сертификации, метро­логии» в число изучаемых дисциплин в вузах и на факульте­тах коммерческого профиля еще раз доказывает необходи­мость таких знаний современным специалистам.

Учебник состоит из трех частей.

В первой части — «Основы стандартизации», которая включает разделы I-III, главы 1-13, представлены право­вые, организационные и методические основы стандарти­зации на национальном, региональном, международном уровнях. Основное внимание акцентируется на нововведе­ниях в российскую систему стандартизации, ее гармониза­ции с международными правилами, роли стандартизации в развитии внешнеэкономической деятельности отечествен­ных фирм и предприятий, эффективности участия в регио­нальных и международных организациях по стандартизации и применении международных стандартов. Стандартизация рассматривается в достаточно различных областях, чтобы дать представление о широте ее распространения и необходимо­сти применения как для повышения эффективности дея­тельности, так и для достижения более высокой конкурен­тоспособности на внутреннем и внешних рынках и взаимо­понимания с зарубежными партнерами и контрагентами.

Вторая часть — «Основы сертификации» — состоит из разделов IV-VII, глав 14-25, которые посвящены организа­ционно-методическим и правовым принципам сертифика­ции в России и в зарубежных странах, а также деятельности международных и региональных организаций в этой облас­ти. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы ак­кредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным лабораториям. Рассматривается также создание в России системы аккредитации, гармонизованной с международными правилами. Отдельные главы посвяще­ны актуальным областям сертификации: импортируемым и экспортируемым товарам, системам обеспечения качества у изготовителя, в сфере услуг, в области защиты окружающей среды и др.

В третьей части — «Основы метрологии», состоящей из разделов VIII-X, глав 27-33, рассматриваются законода­тельные основы метрологической деятельности, измерения как объект метрологии, роль и значение достижения един­ства измерений в международных торгово-экономических и научно-технических связях. Освещается деятельность в зарубежных странах по метрологии, а также метрологических организаций регионального и международного уровней.

Стандартизация, сертификация и метрология неразрыв­но связаны между собой, поэтому изучение их в одном учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупно­сти для становления рыночной экономики в стране, разви­тия внешнеэкономической деятельности предприятий на современной цивилизованной основе, обеспечения условий, необходимых для присоединения страны к международным системам сертификации и вступления во Всемирную торго­вую организацию (ВТО), что положительно скажется непо­средственно на экспортной деятельности предприятий (фирм).

Для того чтобы не только вооружить студента теоретиче­скими знаниями, но и привить ему практические навыки, в учебник включены вопросы для обсуждения, вопросы для тестирования и ситуационные задачи. Ситуационная задача — это не математическая задача, которая имеет определен­ный ответ или единственное решение. Ситуационные задачи призваны активизировать аудиторию, стимулировать дискус­сию, мобилизовать студентов на использование всех полу­ченных знаний (в том числе и по другим изучаемым пред­метам), проявить творческий подход. Они развивают интуи­цию — весьма полезное качество для будущих специалистов коммерческой сферы, равно как и других областей деятель­ности.

Учебник содержит приложения, которые могут оказаться полезными не только в качестве иллюстрации, но и для прак­тических занятий, а также для выполнения студентами опре­деленных учебных заданий.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
...
...
...
tak.ru
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz