Четверг, 02.05.2024, 01:20
ИЗМЕРЕНИЯ ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Анонс [3]
...
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
...
...
People Group
 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

5.3. Французская ассоциация по стандартизации

 

Национальной организацией по стандартизации во Франции яв­ляется Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR), на которую возложены следующие функции:

  • организация, руководство и координация деятельности по стандартизации;
  • анализ поступающих заявок на стандарты и определение потребности в новых стандартах;
  • разработка и принятие национальных стандартов;
  • контроль за их внедрением;
  • пропаганда и продажа стандартов;
  • составление годовых программ по стандартизации с уче­том национальных приоритетов развития экономики;
  • управление деятельностью по маркировке продукции знаком соответствия национальному стандарту NF*;

* Знак NF постепенно вытесняется новым — AFNOR.

 

  • обучение, подготовка и переподготовка специалистов;
  • представление Франции в международных организациях по стандартизации.

Помимо непосредственно стандартизации, деятельность AFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.

Таковы современные направления, но к ним AFNOR подо­шла в основном в 1980—1990 гг.

Началом национальной стандартизации во Франции счита­ют создание в 1918 г. правительственным декретом Постоянной комиссии по стандартизации, направившей свои усилия на уни­фикацию типов изделий машиностроительных отраслей. Эта предшественница AFNOR просуществовала недолго, хотя резуль­таты ее работы были весьма нужными и полезными.

Французская ассоциация по стандартизации была организо­вана в 1926 г. Будучи частной некоммерческой структурой, она, тем не менее, возглавила деятельность по стандартизации в стране. Эта деятельность привлекла пристальное внимание правительства, принявшего в 1941 г. закон о должности комис­сара по стандартизации, который представляет правительство в AFNOR.

Заинтересованность правительства в развитии стандартизации очевидна, в связи с чем внимание к этой деятельности постоян­но. Так, в 1984 г. декретом правительства создается Высший со­вет по стандартизации при Министерстве промышленности, кото­рый должен играть роль связующего звена с другими министерст­вами и определять приоритетные направления работ по стандар­тизации, вести консультирование по составлению годовых про­грамм и утверждать эти программы.

Очередные крупные изменения в национальной француз­ской стандартизации произошли в 1991 г. Их вызвала необхо­димость адаптации к переменам, происходящим в международ­ной и прежде всего европейской стандартизации, связанным с созданием объединенной Европы. К этому времени уже был осуществлен анализ состояния национальной стандартизации и выявлен ряд недостатков. Наиболее существенные из них, по мнению министра промышленности, — слабое вовлечение пред­приятий и других потенциально заинтересованных сторон в про­цесс разработки стандартов и отсутствие должной координации между участниками процесса стандартизации в стране. Были сформулированы основные задачи на ближайшие годы: активи­зация участия в стандартизации мелких и средних предприятий и стимулирование их налоговыми льготами; упрощение процедур национальной системы стандартизации и усиление координации той работы; расширение участия французских специалистов в европейской стандартизации и др.

В результате реформы 1991 г. изменилась оргструктура и самой национальной ассоциации по стандартизации. Оргструк­тура AFNOR пересмотрена в целях ее наибольшего соответст­вия выполнению основных задач. Принята трехуровневая структура: вместо Высшего совета по стандартизации — Коми­тет по ориентации и планированию; Комитет по стратегиче­скому планированию в отраслях экономики, а в рамках каждой программы — Генеральные комиссии. Во главе AFNOR стоит Административный совет, постоянными членами которого яв­ляются представители министерств. Кроме того, Генеральная ассамблея на своих регулярных собраниях избирает членов этого совета на определенный срок. Административным сове­том выбираются президент и вице-президент ассоциации (бюро Административного совета). Прошедшая реорганизация на­правлена не на усиление давления государства, а на дальней­шее развитие взаимопонимания и сотрудничества органов по стандартизации и государства.

В национальной системе стандартизации Франции под ме­тодическим руководством AFNOR действуют отраслевые бюро по стандартизации (их более 30). Их организует Администра­тивный совет AFNOR, а утверждают государственные органы управления. Отраслевые бюро выполняют основную нагрузку по стандартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли име­ют бюро по стандартизации. Если подобное отраслевое мини­стерство принимает решение о проведении работ по стандарти­зации, то AFNOR создает специализированную комиссию из представителей промышленных предприятий, научно-исследо­вательских и технических центров, общества потребителей, кото­рая и становится основным рабочим органом.

Процедура подготовки и принятия национального стандарта проходит следующие этапы:

  • исследования, направленные на изучение потребности в стандарте и планирование работы;
  • разработка стандартов группами экспертов в бюро или комиссиях по стандартизации;
  • рассмотрение и оценка стандарта в национальной ассо­циации;
  • утверждение стандарта президентом AFNOR;
  • регистрация и публикация. Весь период от разработки до публикации занимает 1-1,5 года.                     

Основным принципом работ по стандартизации во Фран­ции считается использование программно-целевого метода; в настоящее время реализуется 19 долгосрочных целевых про­грамм, направленных на решение приоритетных задач в различ­ных областях экономической деятельности. При этом приори­тетами в международной стандартизации признаны информаци­онные технологии, в европейской — транспорт и телекоммуни­кации, а в национальной — экология, безопасность и агропро­мышленное производство.

Постоянный штат AFNOR насчитывает около 400 сотруд­ников, но к работе привлекаются в качестве экспертов или консультантов около 25 тыс. специалистов из разных организа­ций, предприятий, научных центров, лабораторий и др.

Заинтересованные государственные, общественные и част­ные организации могут стать коллективными членами AFNOR. В зависимости от степени участия бывают ассоциированные, полноправные и почетные члены. Проблемным моментом в рабо­те AFNOR считается довольно слабое участие французских фирм. Из более 30 тыс. национальных фирм ее членами состо­ят лишь около 6 тыс. Причина, как считают специалисты, в не­достаточной информированности фирм об AFNOR и выгодах стандартизации, хотя информационная деятельность самой ас­социации достаточно интенсивна и не ограничивается издани­ем стандартов. Публикуются также справочники, руководства, инструкции, ежегодно выходит в свет сводный Указатель фран­цузских стандартов, ежемесячно — журнал по проблемам стандар­тизации “Enjeux”. В журнале публикуются материалы о француз­ской и международной стандартизации, сведения о пересмотре и отмене стандартов, о проектах новых нормативных докумен­тов как национальных, так и общеевропейских.

При AFNOR создан информационный и выставочный центр “Espace”, который предоставляет консультации специалистов и обширную информацию по любым вопросам стандартизации. Центр имеет большой фонд специализированной литературы и стандартов, которые можно здесь и купить. Кроме того, в структу­ре AFNOR есть подразделение по информации, удовлетворяющее как внутренние, так и внешние потребности. Эта служба выпол­няет заказы по поиску национальных и зарубежных стандартов (европейских, международных), сведений о знаках соответствия и т.п. В среднем за год сюда поступает до 90 тыс. запросов, которые удовлетворяются как по абонементному обслуживанию, так и по шестиканальной телефонной связи.

Информационное подразделение AFNOR располагает не­сколькими банками данных, наиболее популярным из них при­знан NORIANE, включающий более 45 тыс. справок по нацио­нальным, международным и зарубежным стандартам и техни­ческим регламентам. В течение 80—90-х годов AFNOR активно участвует в создании отраслевых банков данных.

С 1987 г. в ассоциации создана новая служба — подразделение маркетинга, в задачи которого входит информирование членов AFNOR об изменениях на рынке (товарная и фирменная структура, спрос и предложение, степень и формы конкурен­ции, характер потребительских предпочтений и их требования к товару и др.).

Много внимания AFNOR уделяет производственным фирмам и предприятиям, которые с ней сотрудничают. По их заказам специалисты ассоциации проводят периодические исследования по состоянию служб стандартизации. Предметом такого исследо­вания могут быть наличие и организация работы отделов стан­дартизации, участие руководства в их деятельности, проблемы по применению конкретных стандартов, взаимоотношения предприятия с партнерами и т.п. По результатам исследования предприятие получает квалифицированные рекомендации.

Другие формы предоставления методической помощи пред­приятиям (фирмам): оказание содействия экспортерам специ­альным подразделением NOREX; организация стажировок и семинаров по актуальным проблемам стандартизации и качест­ва; предоставление предприятиям нормативно-технической до­кументации по конкретной тематике (системы производства, системы управления качеством продукции; эффективность коммерческой деятельности предприятия и т.д.)

Кроме стандартизации, французская национальная ассо­циация занимается проблемами сертификации, предоставляя фирмам и предприятиям услуги по сертификации продукции и систем обеспечения качества. Служба сертификации состоит из трех подразделений, в обязанности которых входят: сертификация продукции и присвоение ей знака соответствия француз­скому стандарту; оценка систем обеспечения качества на пред­приятиях и выдача им надлежащего свидетельства; сертифика­ция информационных технологий.

Сертификация на соответствие национальным стандартам является сертификацией третьей стороной, роль которой вы­полняет AFNOR. Однако за последние годы отмечается децен­трализация в деятельности по присвоению знака соответствия — область сертификации систем качества передается частично другим организациям, например Французской ассоциации по обеспечению качества. О масштабах сертификации на соответ­ствие национальным стандартам говорит тот факт, что более 110 тыс. наименований продукции маркированы французским знаком соответствия.

Вопросами стандартизации и сертификации специалисты AFNOR активно занимаются в региональных и международных организациях, одновременно защищая и национальные интересы.

Стратегические задачи, сформулированные AFNOR, каса­ются различных областей. Так, по качеству — это пересмотр международных стандартов ИСО серии 9000 с целью адаптации их к мелкому и среднему бизнесу, а также к сфере обслужива­ния. По этому направлению организация планирует совещания с европейскими, североамериканскими и японскими партнерами.

В связи с усиливающейся глобализацией экологических про­блем AFNOR считает необходимым активизировать деятель­ность на международном уровне: в СЕН французские специали­сты возглавляют рабочую группу «Отходы», в ИСО — участвуют в работе комитета "Охрана и рациональное использование окру­жающей среды". По этим направлениям реализуются програм­мы, рассчитанные как на национальные проблемы, так и на европейские: «Отходы», «Качество воздуха», «Качество почвы». В рамках указанных программ создаются нормативные доку­менты, касающиеся различных этапов жизненного цикла про­дукции. На базе разработанных норм эксперты готовят техни­ческие условия на те виды продукции, которые еще не прошли экологический контроль на право маркировки знаком соответст­вия “NF Environnement”.

В области сельскохозяйственной продукции прослеживается переход от отраслевых нормативных документов к национальным, региональным и международным стандартам. Для Франции това­ры агропромышленного сектора экономики — важная составляю­щая экспорта, и AFNOR (конкретно Комитет по установлению стратегических направлений стандартизации) определяет стан­дартизацию в этой области. В результате реализации выбранных целей должно значительно возрасти количество пищевых продуктов, маркированных знаком соответствия национальным стандартам Франции. Прежде всего это относится к мясу и мя­сопродуктам, рыбопродуктам, зерновым культурам и некото­рым вкусовым добавкам (горчица, уксус). Задачи национальной стандартизации как можно теснее увязываются с международ­ной. Так, французские специалисты активно участвуют в работе комитета СЕН «Масличные культуры и жиры растительного и животного происхождения. Методы анализа».

Другая область, где усиливается влияние национальной стандартизации — информационные технологии. И здесь участие в международной стандартизации достаточно заметно: AFNOR одновременно представлена в Европейском институте по стан­дартизации в области телекоммуникаций (ETSI) и комитете ИСО/МЭК «Информационные технологии». Это дает возмож­ность, с одной стороны, влиять на политику стандартизации в этой области, а с другой — более эффективно осуществлять гармонизацию национальных и международных стандартов. Конкретная цель национального аспекта этой деятельности — ус­тановление соответствия информационных технологий нормам французских стандартов и присвоение знака NFTI. Это весьма кропотливая работа, если учесть прикладной характер данного объекта стандартизации. В ближайшее время AFNOR планиру­ет ускорить стандартизацию информационных технологий в сле­дующих областях: средства массовой информации, гражданское строительство, офисное документирование.

Как и в других странах, важное перспективное направление AFNOR — сфера услуг и прежде всего требования к качеству и безопасность конкретных видов услуг (автосервиса, энергообес­печения, ритуальных услуг и др.).

Общим условием для всех направлений стандартизации французская национальная организация считает необходимость поддержания эффективных деловых связей с потребителями нормативных документов — представителями промышленности всех секторов экономики. На практике это реализуется в первую очередь через их участие в деятельности технических комитетов, в подготовке проектов стандартов.              

Подчеркивая роль стандартизации в экономике страны AFNOR создала новый вариант знака соответствия национальным стандартам: вместо NF — полная аббревиатура организации, оформленная символическими графическими изображе­ниями. По-видимому, такой шаг следует рассматривать в ас­пекте усиливающейся конкуренции сертификационных и то­варных знаков в условиях единого европейского рынка как стремление придать новое звучание французскому националь­ному знаку. С этой же целью создан клуб «NF», в состав кото­рого вошли представители всех заинтересованных сторон.

Французские промышленные круги так же, как правительство, оказывают постоянную поддержку национальной стандартизации. Членские взносы организаций, доходы от проведения экспертизы, испытаний, сертификации и аккредитации, продажи публикаций — реальные источники финансирования деятельности по стандар­тизации и другим направлениям французской национальной ассо­циации AFNOR.

 

5.4. Немецкий институт стандартов

 

В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего маши­ностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. — Германский комитет стандартов и в 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).

С 1990 г. были сделаны попытки упорядочить отношения с Управлением по стандартизации, метрологии и контролю про­дукции (национальной организацией бывшей ГДР), в результа­те чего принято решение разрабатывать единые нормативные документы объединенной Германии, которые должны соответ­ствовать международным и европейским стандартам. С этого года Немецкий институт стандартизации стал национальной организацией по стандартизации Германии и единственным полномочным представителем страны в международных (ИСО и МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) организациях по стандартизации.

Основополагающий стандарт DIN 820 определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандар­тизации:

  • добровольность, обеспечивается правом любого ли­ца принимать участие в создании стандарта, а норматив­ные документы носят рекомендательный характер;
  • гласность, реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критиче­ского замечания;
  • участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих в стандартизации юриди­ческих лиц;
  • единство и непротиворечивость, выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих един­ство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совмести­мость с действующими нормативными документами;
  • конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современному научно-техническому уровню;
  • ориентированность на общую выгоду, опреде­ляется правилом: польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;
  • ориентированность на экономические ре­альности, состоит в том, что в стандарт закладываются только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация — не самоцель;
  • международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе, на применение международных и европейских стандар­тов.

DIN состоит из основной организации и дочерних подраз­делений. Всего в общем штате института 750 человек. Членами DIN являются фирмы (предприятия) или другие юридические заинтересованные лица, а также отдельные специалисты, уче­ные, практики.

Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят президент и его заместители, председатель финан­сового комитета, директор института, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли и сферы услуг, научно-исследовательских институтов, испытательных лабора­торий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных учреждений.

Рабочие органы — комитеты DIN, которые не только раз­рабатывают национальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях.

В комитетах состоят около 40 тыс. внештатных сотрудников — специалистов фирм, институтов, предприятий и др.

Национальной стандартизацией в Германии охвачены сле­дующие отрасли: строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оптика, фотография и кине­матография, документация и делопроизводство, здравоохране­ние, атомная техника, сельское хозяйство, производство кра­сок, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация и некоторые другие. Особое место отводится стан­дартизации в области обеспечения безопасности товаров и ус­луг, защиты окружающей среды и созданию основополагающих стандартов.

Дочерние организации DIN — издательство «Бойт», общество DIN «Программное обеспечение», Издательство нормативных до­кументов, Немецкое общество по информации и продукции, Не­мецкое общество по сертификации систем обеспечения качества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими руководит Головной отдел института по административным делам, изда­тельскому делу и информации.

Национальные немецкие стандарты носят рекомендатель­ный характер и рассматриваются не как юридические нормы, а как «общепризнанные правила техники». В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного техниче­ского поведения. Обязательный характер национальный стан­дарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где действуют федеральные законодательные нормы.

Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окру­жающей среды. Так, после принятия Закона о безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число националь­ных стандартов, принятых DIN в рамках договора о сотрудни­честве с правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для немецких изготовителей, так и для им­портеров промышленной продукции. Аналогичную роль сыграли правительственное постановление о безопасности медицинских приборов, которые применяются как в исследователь­ских, так и в лечебных целях. Когда вступил в силу Закон об охране окружающей среды (1980 г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню шума превра­тились в обязательные юридические нормы. Стандарты в об­ласти охраны здоровья населения стали обязательными на ос­новании Закона о продуктах питания и товарах массового по­требления.

Деятельность DIN финансируется на основе договоров с заинтересованными сторонами — заказчиками нормативных документов. Так, например, в первой половине 90-х годов Со­юз немецких металлургов заплатил 20 млн. марок за разработку стандартов по своей отрасли. Расходные статьи бюджета на 64% покрываются доходами от издательской деятельности, на 18% — взносами заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%.

Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного валового оборота, средние — 0,17%. В то же время с учетом прибыли крупных и средних фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсче­там немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на вло­женный капитал.

Институт заинтересован в оптимизации расходов на стан­дартизацию, считая существующую структуру расходов не­сколько завышенной, %:

Поиск стандартов в фондах нормативных документов

Научные исследования по стандартизации

Оформление и издание стандарта

Практическое применение стандарта, а также прочие затраты

29

23

19

19

Пути оптимизации сопряжены с необходимостью прибли­жения информации, содержащейся в стандартах, к потенци­альным потребителям, актуализацией фонда фирменных стан­дартов, недопущением несоответствия стандартов существую­щему уровню знаний, приоритетом национальных стандартов DIN перед другими категориями нормативных документов.

Кроме стандартизации, DIN занимается вопросами серти­фикации соответствия продукции. Эта область деятельности института связана с Германским обществом по маркированию продукции (DQWK), которое создано по решению Президиума DIN и занимается организацией, управлением и надзором за системами сертификации продукции на соответствие требова­ниям стандартов DIN (или международных).

Комитеты DIN, разрабатывающие стандарты, одновременно являются и комитетами по сертификации. В их работе участву­ют представители организаций, заинтересованных в сертифи­кации. Заседания созываются по мере необходимости и носят закрытый характер, а принятые документы не подлежат опуб­ликованию до принятия специального решения, доступ к ним имеют только участники заседания.

В международных организациях по вопросам стандартиза­ции (ИСО/МЭК) и европейских (СЕН и СЕНЭЛЕК) специали­сты DIN ведут свыше четверти секретариатов технических коми­тетов. Вопросами сертификации в этих организациях с Герман­ской стороны занимается Германский совет по сертификации (DINZERT), созданный Президиумом DIN. В обязанности этого органа, кроме работы в международных организациях, входят так­же координация деятельности по сертификации, контролю и оценкам продукции, сертификация систем обеспечения качества в стране. В DINZERT создан банк данных о службах сертифика­ции и сертифицированной продукции с целью обмена инфор­мацией в рамках ЕЭК ООН, ВТО и ЕС.

Деятельность DIN по информационному обеспечению ведется на базе фонда стандартов, который насчитывает более 30 тыс. стандартов и проектов стандартов.

Ежегодное издание DIN — Каталог технических правил; со­держащий информацию о национальных стандартах, проектах стандартов, нормативных документах других организаций, а также все законы, касающиеся технического законодательства.

Большую роль в информационном обеспечении играет Ин­формационный центр технических правил (DITR), который входит в информационную международную сеть ИСОНЕТ и выполняет функции информационного центра ВТО в Германии в соответствии с кодексом ГАТТ/ВТО по стандартизации. Гер­манские фирмы активно пользуются услугами центра, закупая информацию о стандартах для пополнения фирменных банков данных.

Развивается сотрудничество DIN с Госстандартом России. Несколько лет работает совместное предприятие DIN, Госстан­дарта России и Союза технического надзора Берлин-Бранденбург — «Общество по сертификации в Европе» (GZE). За­дача этого предприятия — содействие экспорту западно­европейской продукции в Россию и Украину, для чего выпол­няется довольно большое количество работ, прежде всего сер­тификация товаров и услуг. Она осуществляется как обязатель­ная (на соответствие требованиям национальных стандартов этих стран по охране окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей), а также — как добровольная (независимо от обязательных требований стандартов).

Вторая задача предприятия GZE связана с информационной функцией: поиск стандартов, действующих в принимающих стра­нах, чтобы выявить их требования по сертификации и технические требования к качеству товаров. GZE также информирует изгото­вителей и торговые организации об обязательных требованиях к продукции.

За период работы GZE выдало сертификаты соответствия на следующие товары: продукты питания, спиртные напитки, ау­диовизуальную аппаратуру, персональные компьютеры, информа­ционную технику, медицинскую аппаратуру, бытовые электро­приборы, светильники, фарфоровые изделия, одежду, обувь, косметику, бытовую химию и др. С GZE заключили долгосроч­ные соглашения о сертификации около 350 компаний, в основ­ном германские, но также и фирмы Швейцарии, Венгрии;

Южной Кореи, Японии, Гонконга и др. GZE совместно с гер­манским Федеральным центром по внешнеторговой информации при Министерстве экономики регулярно представляет своим клиентам информацию о всех изменениях в законодательстве России и Украины по вопросу сертификации и требований к импортируемым товарам, а также предоставляет им перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. GZE сотрудничает с Финляндской ассоциацией по стандартизации, со словенской фирмой «Инспек», с Венгерской инспекцией в oбласти ветеринарии и пищевых продуктов и др. GZE на основе лицензионных договоров передает этим организациям полномочие по сертификации товаров, которые из этих стран экспортируются в Россию и Украину.

 

<<<

Содержание

>>>

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
...
...
...
tak.ru
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz