Четверг, 20.06.2024, 11:18
ИЗМЕРЕНИЯ ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Анонс [3]
...
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
...
...
People Group
 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

Глава 5. Стандартизация в зарубежных странах

 

Американский национальный институт стандартов и технологии. Британский институт стандартов. Французская ассоциация по стандартизации. Немецкий институт стандар­тов. Японский комитет промышленных стандартов

 

5.1. Американский национальный институт стандартов и технологии

 

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и техноло­гии (NIST). Его предшественники: Американский комитет тех­нической стандартизации, который в 1928 г. был реорганизован в Американскую ассоциацию по стандартизации (ASA); Орга­низация по стандартизации США (USASI), просуществовавшая менее трех лет и преобразованная в ANSI, а теперь — NIST.

NIST — неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной стандартизации в част­ном секторе экономики, руководящая деятельностью организа­ций — разработчиков стандартов, принимающая решения о придании стандарту статуса национального (если в нем заинтере­сованы различные фирмы и стандарт приобретает межотрасле­вой характер). NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной организацией в США, принимающей (утверждаю­щей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST — содействие решению проблем, имеющих общегосудар­ственное значение (экономия энергоресурсов, защита окру­жающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и ус­ловий производства).

Институт разрабатывает целевые программы. Программно-Целевое планирование охватывает производство и транспорти­ровку топлива, снабжение электроэнергией, применение ядер­ной, солнечной и других видов энергии. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные доку­менты.

Национальные (федеральные) стандарты содержат обяза­тельные к выполнению требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с обязательными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, ут­верждаемые органами государственного управления — Мини­стерством торговли, Министерством обороны, Управлением служб общего назначения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по безопасности потребительских товаров и некоторыми дру­гими. NIST поддерживает тесные деловые контакты с этими организациями, в частности, по информационному обеспече­нию фирм, частных организаций, разрабатывающих стандарты. Сами указанные выше органы управления нередко участвуют в разработке фирменных стандартов и учитывают наличие тако­вых при планировании создания федерального стандарта. Не­редки случаи, когда фирменный стандарт, удовлетворяя их тре­бованиям, принимается в качестве федерального.

Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные органи­зации, аккредитованные Американским национальным институ­том стандартов. Наиболее известные из них: Американское об­щество по испытаниям и материалам (ASTM); Американское общество по контролю качества (ASQC); Американское обще­ство инженеров-механиков (ASME); Объединение испытатель­ных лабораторий страховых компаний, Общество инженеров-автомобилестроителей (SAE), Институт инженеров по электро­технике и электронике (IEEE) и др. Эти организации разраба­тывают не только федеральные, но и стандарты, носящие доб­ровольный характер. Всего в США разработкой добровольных стандартов занимаются более 400 различных организаций и фирм, а добровольных стандартов насчитывается более 35 тыс.

На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний научно-технических и инженерных обществ.

Структура финансирования института говорит о его независи­мости от государственного бюджета: 37% составляют взносы орга­низаций-членов (6%) и фирм-членов (31%); разработка специальных программ по заказам заинтересованных организаций — 15%; по­ступления от продажи различных изданий - 47% и прочие дохо­ды — 1%.

Возглавляет институт Совет директоров. Его функции: вы­боры президента сроком на один год, трех вице-президентов, исполнительного вице-президента и исполнительного комитета. Последний управляет институтом в период между заседаниями Совета директоров и контролирует исполнение бюджета. Совет директоров планирует работу института, разрабатывает приори­тетные направления стандартизации.

Совету директоров подчиняются: Совет организаций-членов, Совет компаний-членов и Совет по защите интересов потребите­лей. Совет организаций-членов состоит из представителей различ­ных союзов, объединений, а также представителей федерального правительства или правительства отдельных штатов (при их заин­тересованности). Совет организаций утверждает национальные (федеральные) стандарты; анализирует принятые другими орга­низациями стандарты в отношении их приемлемости как феде­ральных; планирует обновление и создание новых нормативных документов; курирует участие страны в международной стандарти­зации. Этот орган имеет по одному представителю в двух других Советах.

Совет компаний-членов включает представителей всех за­интересованных фирм из разных отраслей экономики. Этот орган имеет пять представителей в Совете по защите прав по­требителей и одного — в Совете организаций. Совет компаний составляет программы стандартизации с учетом отраслевых ин­тересов; привлекает новых членов; определяет потребности в новых национальных или международных стандартах; занимается исследовательской работой, направленной на повышение эффек­тивности производства и торговли через стандартизацию.

В Совете по защите интересов потребителей представлены по пять членов от двух других советов, пять представителей госу­дарственных органов, представители потребительских союзов. Основные задачи данного Совета определяются целями его ра­боты — отслеживать соблюдение интересов потребителей в на­циональных стандартах. Совет выявляет области, где необходи­мо добиваться улучшения качества товаров (услуг) с помощью Стандартизации; занимается разъяснительной деятельностью, пропагандируя роль стандартизации в развитии экономики и защите прав и интересов потребителей. Совет широко привлекает самих потребителей к проверкам качества и безопасности това­ров на местах. Для этого создаются добровольные контроли­рующие группы, которые под руководством представителей Совета собирают информацию и присылают отзывы и реко­мендации. Эти отзывы и рекомендации рассматриваются и не­редко учитываются при обновлении или создании нового нор­мативного документа.

Помимо трех советов, в составе NIST есть комитеты при Совете директоров, координирующие различные стороны дея­тельности института, а также большое число постоянных рабо­чих органов:

  • Исполнительный совет по стандартизации, который вы­полняет координирующие функции;
  • Совет по пересмотру стандартов — принимает нацио­нальные стандарты, имеет право их отмены и установле­ния срока действия;
  • Комиссия по контролю и аккредитации — контролирует соблюдение методологии стандартизации разработчиками нормативных документов и занимается аккредитацией организаций разработчиков;
  • Комитет по сертификации — разрабатывает и реализует программы по сертификации продукции и услуг, пред­ставляет в Совет директоров системы сертификации официального признания;
  • Консультативный комитет по международной стандарти­зации — определяет направления участия специалистов института в международных организациях;
  • Национальный комитет по участию США в деятельности ИСО и МЭК — отвечает за эффективность работы в этих организациях. С конца 80-х годов США ведут в между­народных организациях в общей совокупности секрета­риаты 15 технических комитетов и 211 рабочих групп. Особенно большое значение придается ведению секрета­риата технического совместного комитета ИСО/МЭК по информационной технологии, где специалисты США возглавляют пять подкомитетов и 16 рабочих групп. Участие NIST в работе МЭК также весьма широкое; американские специалисты входят в состав рабочих групп 90% техниче­ских программ. Такое активное присутствие в крупнейших  международных организациях дает возможность NIST вли­ять на принятие американских национальных стандартов в качестве международных;
  • Комитет стратегического планирования — разрабатывает долгосрочные целевые программы и планы работы NIST;
  • отраслевые комиссии по стандартизации — оказывают под­держку исполнительному совету по стандартизации в об­ластях сообразно своей компетенции;
  • Комитет по информационному обслуживанию в области стандартизации при Совете директоров — координирует информационное обеспечение работы института. Инсти­тут располагает банком данных о действующих и разраба­тываемых федеральных стандартах.

 

5.2. Британский институт стандартов

 

Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судо­строителей, инженеров-электриков и инженеров-металлургов. Это независимая организация, действующая в соответствии с Уставом, впервые принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI — координация деятельности по разра­ботке стандартов на основе соглашения между всеми заинтере­сованными сторонами и принятие стандартов.

В штате института состоят около 1300 сотрудников. Высший законодательный орган — Генеральная конференция — созывает­ся один раз в год для заслушивания отчета о работе BSI, избра­ния президента и его заместителей, назначения финансовых ревизоров.

Высший исполнительный орган — Управляющий совет, подотчетный Генеральной конференции, руководит работой института и контролирует все направления деятельности (через подчиненный ему Финансовый комитет). Возглавляет Управ­ляющий совет президент BSI. В состав входят заместители пре­зидента, генеральный директор и директора всех подразделе­ний BSI, председатель финансового комитета; представители всех отраслевых советов, Британского конгресса тред-юнионов, Конференции британской промышленности, Министерства торговли и промышленности, Министерства обороны, Министерства охраны окружающей среды и организаций — учреди­телей BSI.

В состав BSI входят коллективные и индивидуальные члены (свыше 15 тыс. фирм, организаций и отдельных лиц), заинтере­сованные в участии в работах по стандартизации и применении стандартов.

Общие вопросы управления деятельностью BSI по стандарти­зации, управлению качеством, информационному обслуживанию и маркетингу находятся в компетенции Совета директоров. Каж­дым отдельным направлением (стандартизации, испытаний про­дукции, управления качеством, помощи экспортерам и т.п.) руко­водят специализированные советы по стандартизации.

Непосредственно разрабатывают национальные стандарты основные рабочие органы BSI — технические комитеты (их около 3,5 тыс.). Курируют эту работу комитеты по стандартиза­ции, в свою очередь подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации. Главная задача отраслевых советов — пред­ставлять интересы изготовителей, потребителей и всех других заинтересованных лиц в конкретной области. Наибольший объем работы приходится на отраслевые советы по стандартизации в области электротехники, автоматизации, информационной технологии, строительства, химии, здравоохранения, машино­строения.

Процедура разработки нормативного документа начинается с получения заказов на создание стандарта. Заказчиками могут быть представители организаций-потребителей, изготовителя продукции, любые другие организации. Каждое предложение рассматривает Управляющий совет и при положительном решении поручает соответствующему техническому комитету разработать проект стандарта. Технический комитет обязан в своей работе руководствоваться организационно-методический а британским стандартом BS-О «Британская система стандартов». Если объект стандартизации представляет интерес для правительства (например, в аспекте создания технического регламента), то в качестве консультанта в работе комитета участвует уполномоченный представитель от правительства.            

Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв заинтересованным сторонам, а окончательный проект поступает в соответствующий комитет по стандартам, который имеет право разрешать публикацию нормативного документа. Если разрешение на публикацию подписывает представитель кури­рующего отраслевого совета и Управляющего совета, то стан­дарт считается принятым.

Информационным обеспечением стандартизации и распро­странением информации о стандартах занимается центральная справочная служба, которая имеет автоматизированную систему информации “Standardline”. Система организована с учетом уча­стия BSI в деятельности ИСО и составляет часть ИСОНЕТ.

“Standardline” позволяет оперативно отыскать информацию о стандартах и дополнениях или изменениях, внесенных в них, найти дату принятия и отмены стандарта, заказать копию стан­дарта на любых носителях. Информационная служба BSI имеет центральный доступ к банкам данных других стран и является абонентом 50 национальных информационных систем. В свою очередь абонентами “Standardline” состоят более 30 стран мира.

Ежегодно в системе “Standardline” обрабатывается более 150 тыс. запросов, а сама система постоянно совершенствуется. Среди нововведений интересна служба BSUS, абонентами ко­торой состоят более 500 фирм. Служба занимается актуализа­цией фонда фирменных стандартов. Другая служба — PERINORM — создана в сотрудничестве с германской и фран­цузской национальными организациями по стандартизации. Банк данных службы представляет информацию по стандартам трех стран, международным стандартам ИСО и МЭК, регио­нальным стандартам СЕН и СЕНЭЛЕК.

Общее количество действующих национальных стандартов достигает 20 тыс.

BSI представляет Великобританию в международных органи­зациях по стандартизации и принимает решения об использова­нии международных стандартов в стране. В ИСО BSI ведет стандарты 111 технических комитетов и подкомитетов, в МЭК -- 26 технических комитетов и подкомитетов, в СЕН —29, в СЕ­НЭЛЕК — 11. При подготовке проектов национальных стандартов в максимальной степени учитываются требования нормативных документов, принятых этими организациями.

Около 25% национальных британских стандартов представляют собой принятые методом обложки международные стандарты. Примерно 70% разрабатываемых проектов стандартов ведется в coотвeтcтвии с направлениями международной стандартизации.

Более 16% стандартов представляют собой частичное принятие международных.

Заслуживают внимания взаимоотношения BSI и правитель­ства Великобритании. В 1952 г. между ними был подписан ме­морандум о взаимопонимании, в котором BSI определяется как полномочный орган, ответственный за развитие национальной стандартизации. Действия BSI не противоречат законодательст­ву Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Правительство признает статус BSI как националь­ного представителя страны в ИСО, МЭК, СЕН и СЕНЭЛЕК. В меморандуме подчеркивается, что содержание и форма нацио­нальных стандартов должны быть удобны для использования их при контроле качества продукции, сертификации соответствия, а также при торговых переговорах и заключении контрактов.

Со своей стороны BSI считает приоритетными те направления стандартизации, которые правительство определяет как отвечаю­щие национальным интересам. Если такие направления сопря­жены со срочной разработкой нового или пересмотром дейст­вующего нормативного документа, что обычно требует научных исследований, финансирование осуществляет правительство. Во всех других ситуациях BSI обходится собственными силами. Ос­новные годовые финансовые поступления выглядят следующим образом (усредненные данные, %):

Правительственные субсидии

Доходы от выполнения заказов на испытания и сер­тификацию

Доходы от продажи стандартов и других публикаций

Доходы от подписки и дотаций

Доходы от деятельности службы технической помо­щи экспортеру

15,3

44

25,0

13

1,6

Оборотные средства BSI распределяются следующим обра­зом: 50% — деятельность по стандартизации; около 33% — обеспечение качества; остальное — испытания и сертификация. Более половины расходов составляет заработная плата сотруд­ников, чистая прибыль в среднем не превышает 5—6%.

Все финансовые аспекты деятельности BSI контролирует Фи­нансовый комитет, который анализирует и оценивает работу каж­дого подразделения института, представляет Совету директоров заключение о целесообразности реализации наиболее дорого­стоящих программ, а также перспективных планов.

Кроме стандартизации, BSI возглавляет работы по управле­нию качеством и по сертификации. Вопросами качества и сер­тификации руководит Совет по обеспечению качества, подчи­няющийся Управляющему совету.

BSI имеет испытательный центр, который проводит испы­тания серийной продукции широкого диапазона — от элек­тронного оборудования до детских кроватей. Испытания осу­ществляются как на соответствие требованиям безопасности, так и на соответствие продукции национальным стандартам. Центр BSI считается одним их самых авторитетных в мире, и практически все страны признают его сертификаты соответст­вия без повторных испытаний.

В испытательном центре есть специальный отдел, который ко­ординирует аккредитацию испытательных лабораторий — техниче­ский отдел по обеспечению качества.

Стабильность качества сертифицированной продукции кон­тролируется путем регулярных проверок действующей у изгото­вителя системы обеспечения качества на ее соответствие меж­дународным стандартам ИСО серии 9000 (либо BS 5750 «Системы качества»).

Более 1600 британских фирм получили право применения зна­ка соответствия «Кайтмарк», подтверждающего безопасность изделия в эксплуатации.

BSI издает справочник по фирмам, продукция которых соответст­вует национальным стандартам — «Регистр фирм, выпускающих и продающих продукцию высокого качества». Число таких фирм превышает пять тысяч.

Еще одно направление деятельности BSI — участие в рабо­тах по единому рынку Европы, для чего в структуре института созданы десять подразделений.

Большое значение придается заключению соглашений о взаимном признании сертификатов на системы обеспечения качества на предприятиях для исключения многократных про­верок. Подписаны соглашения с германской, швейцарской, бельгийской и другими национальными организациями, отве­чающими за сертификацию систем обеспечения качества.

Особо можно отметить еще два направления в деятельности BSI, не так часто встречающиеся в практике национальных орга­низаций по стандартизации. Первое — обеспечение безопасности инвалидов, в частности слепых. В соответствии с Директивой ЕС об опасных препаратах BSI принят стандарт «Требования к осязательным предупредительным знакам на упаковке», кото­рый введен в действие в 1991 г.

Второе — служба технической помощи британским фирмам-экспортерам по вопросам, связанным с техническими регламента­ми, системами сертификации стран-импортеров и т.п. Для произ­водителей сельскохозяйственного оборудования с учетом их ос­новных импортеров (ФРГ и Швейцария) организовано информа­ционное обслуживание по техническим правилам, требованиям национальных нормативных документов. Заказчикам предоставля­ется обзор деятельности правовых органов стран-импортеров с приложением переведенных на английский язык соответствующих законов и стандартов.

 

<<<

Содержание

>>>

Поиск
Календарь
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
...
...
...
tak.ru
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz