Четверг, 20.06.2024, 13:08
ИЗМЕРЕНИЯ ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Анонс [3]
...
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
...
...
People Group
 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

Наличие в содержании стандарта тех или иных разделов за­висит от особенностей объекта стандартизации и характера предъявляемых к нему требований.

Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производст­ва, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта, утилизации. Сущность этих требований не должна противоречить стандарту общих технических условий. Но стандарт технических условий содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указание о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке; зна­ки соответствия, если изделия сертифицированы; особые тре­бования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды). Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, ком­плексность обслуживания).

Стандарты на работы (процессы) устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуществляются на разных ста­диях жизненного цикла продукции: разработки, производства, эксплуатации (потребления), хранения, транспортировки, ремон­та, утилизации. В частности, такие стандарты могут включать тре­бования к методам автоматизированного проектирования продук­ции, модульного конструирования, принципиальным схемам тех­нологического процесса изготовления продукта, технологическим режимам или нормам. Особое место занимают требования безо­пасности для жизни и здоровья людей при осуществлении техно­логических процессов, которые могут конкретизироваться по от­ношению к использованию определенного оборудования, инст­румента, приспособлений и вспомогательных материалов.

При проведении технологических операций стандартизации подлежат предельно допустимые нормы различного рода воздей­ствий технологии на природную среду. Эти воздействия могут носить химический (выброс вредных химикатов), физический (радиационное излучение), биологический (заражение микро­организмами) и механический (разрушение памятников архи­тектуры) характер, опасный в экологическом аспекте. Экологи­ческие требования могут касаться условий применения опреде­ленных материалов и сырья, потенциально вредных для окру­жающей природы; параметров эффективности работы очист­ного оборудования; правил аварийных выбросов, ликвидации их последствий, предельно допустимых норм сбросов загряз­няющих веществ со сточными водами.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, ана­лиза) рекомендуют применять методики контроля, в наиболь­шей степени обеспечивающие объективность оценки обяза­тельных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее. Главный критерий объективности метода контроля (испытания, измерения, анализа) — воспроизводимость и сопоставимость результатов. Необходимо пользоваться именно стандартизованными методами контроля, испытаний, измере­ний и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Каждый из методов имеет свою специфику, связанную прежде всего с конкретным объектом контроля, но в то же время можно выделить и общие по­ложения, подлежащие стандартизации: средства контроля и вспомогательные устройства; порядок подготовки и проведения контроля; правила обработки и оформления результатов; до­пустимую погрешность метода.

Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из методик была выбрана в качест­ве арбитражной, если возникает необходимость. Правда, надо иметь в виду, что не всегда методики полностью взаимозаме­няемы. Для таких случаев стандарт приводит либо четкую реко­мендацию по условиям выбора того или иного метода, либо дан­ные по их отличительным характеристикам.

Чтобы результаты были достоверны и сопоставимы, следует пользоваться рекомендациями стандартов относительно спосо­ба и места отбора пробы от партии товара с ее количественны­ми характеристиками, схемами испытательных установок, пра­вилами, определяющими последовательность проводимых опе­раций и обработку полученных результатов.

В 1996 г. внесено изменение в основополагающий стандарт ГОСТ Р 1.0-92, согласно которому к перечню нормативных до­кументов, применяемых в России, добавляется технический рег­ламент.

Полное соответствие международным правилам в данном вопросе может быть достигнуто тогда, когда в России появятся законы, устанавливающие обязательные к выполнению требо­вания и нормы, подобно действующим в Европейском Союзе Директивам. В ЕС технический регламент становится обяза­тельным документом, если на него есть ссылка в соответст­вующей Директиве.

Отличие российского подхода к техническим регламентам прослеживается и в самом тексте указанного выше изменения: «к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, со­держащие требования, нормы и правила технического характе­ра; государственные стандарты Российской Фе­дерации в части устанавливаемых в них обязательных требо­ваний; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований».

Технический регламент содержит технические требования либо непосредственно (например, обязательные требования го­сударственных стандартов), либо путем ссылки на стандарт, либо путем включения в себя содержания стандарта.

 

1.3. Применение нормативных документов и характер их требований

 

Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует два основных спосо­ба применения нормативного документа:

  • непосредственное использование в соответствующей об­ласти (производстве, испытаниях, сертификации и т.д.);
  • введение его в другой нормативный документ.

Последнее предполагает включение полного текста или час­ти данного нормативного документа в другой нормативный до­кумент. Посредством этого второго документа он становится применимым в производстве, торговле и т.д. либо переносится в еще один нормативный документ. Например, международное правило (норма) вводится в национальный стандарт, который может применяться непосредственно на предприятии, либо правила (нормы), содержащиеся в этом национальном стандар­те, включаются в стандарт предприятия. Необходимо различать термины «принятие» и «применение». Изложенное выше каса­ется применения, в то время как принятие — это официальное опубликование нормативного документа уполномоченным на то государственным органом. Так, если говорить о принятии международного стандарта в национальной системе стандарти­зации (т.е. в национальном стандарте)*, то следует понимать это как «опубликование национального нормативного докумен­та, основанного на соответствующем международном стандар­те». Кроме того, может быть опубликовано официальное под­тверждение статуса международного стандарта в системе на­циональной стандартизации с указанием, что его статус ана­логичен национальному нормативному документу.


* Соответствие английскому понятию «Adoption” - Adoption of an International Standard in a National standard.

 

Применение международного стандарта может быть пря­мым и косвенным.

Прямое применение международного стандарта не связано с его принятием в нормативном документе, действующем в нацио­нальной системе стандартизации. В таком случае международ­ный стандарт применяется в том виде, как он издан соответст­вующей международной организацией на языке оригинала или в переводе (официальном) на соответствующий язык, либо он может быть принят «методом обложки», т.е. содержание стан­дарта полностью сохраняется, а обложка оформляется в соот­ветствии с национальными нормами, но на титульном листе обязательно указаны реквизиты международного нормативного документа наряду с номером и шифром национального стан­дарта.

Косвенное применение международного стандарта — использование его в соответствующей области посредством включения в национальный нормативный документ. Здесь мо­гут быть варианты полного и частичного применения, т.е. соот­ветственно внесение в другой нормативный документ полного содержания международного стандарта или отдельных его по­ложений (требований).

Применение нормативных документов в РФ. Вопросы приме­нения нормативных документов в России касаются:

  • использования национальных стандартов и других нор­мативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности;
  • применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;
  • применения нормативных документов на экспортируе­мую или импортируемую продукцию, а также использо­вания отечественных стандартов зарубежными странами.

Российские нормативные документы применяют государст­венные органы управления и субъекты хозяйственной деятель­ности. В зависимости от объекта стандартизации и вида дея­тельности пользователя нормативные документы необходимы при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов дея­тельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цик­ла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (от­раслевого) стандарта. Российское законодательство в таких слу­чаях допускает нераспространение новых нормативных доку­ментов на данную продукцию, если в них содержатся соответ­ствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрак­том, но возможны исключения, обусловленные законодательст­вом РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. до­пускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соот­ветствии с требованиями международных, региональных стан­дартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фикси­руется в контракте.

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую про­дукцию в отечественных действующих нормативных докумен­тах. Подтвердить это соответствие необходимо путем сертифи­кации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответст­вия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выданы российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующем Закону РФ «О сертифика­ции продукции и услуг".

Применение международных, региональных и националь­ных стандартов других стран в России возможно на основе ме­ждународных соглашений о сотрудничестве, а также по разре­шению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой основы, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных доку­ментов, которая прежде всего диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования указанных выше стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не ус­тупать нормам и требованиям отечественных стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими пред­приятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимаю­щихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р). В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специ­фики внутренних потребностей и др. Российское законодатель­ство допускает также применение международных, региональ­ных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечествен­ными отраслями, предприятиями и общественными объедине­ниями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Необходимо иметь в виду, что действующие стандарты лю­бого уровня могут содержать ссылки на другие стандарты. В ситуации принятия в национальный стандарт международных и других указанных выше стандартов на содержащиеся ссылки необходимо обратить особое внимание, чтобы они не ввели в заблуждение пользователей нормативного документа. Ссылки могут носить двоякий характер:

• в том стандарте, который решено применить, могут быть ссылки на другие стандарты, которые уже применяются в стране. Тогда нужно убедиться, аналогичны ли их требо­вания соответствующим государственным стандартам. Если это так, то в оформляемом нормативном документе должна быть ссылка на государственный стандарт;

• ссылка может указывать на стандарт, который не принят в России. В этом случае принятие международного стан­дарта осложняется, поскольку требуется решение вопроса о возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются.

Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вво­дятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ.

Применение российских стандартов другими странами преду­смотрено отечественным законодательством, что не противоре­чит правовым международным нормам в данной области. Юри­дические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими норма­тивными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, право­вой основой могут служить и официальные разрешения, полу­ченные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших норматив­ный документ.

Характер требований нормативных документов. Нормативные документы могут содержать: обязательные требования (Mandatory requirement), подлежащие обязательному выполнению в соответ­ствии с законом или действующим регламентом (техническим регламентом), альтернативные требования (Optional requirement) и положения.

Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации — в сослагательном, требования содержат крите­рии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выбо­рочных либо дополнительных норм. Альтернативные требова­ния могут рассматриваться как обязательные в договорных от­ношениях, а также при сертификации продукции на знак соот­ветствия национальному (или другой категории) стандарту, когда подтверждается полное соответствие всех характеристик испы­туемого изделия всем требованиям нормативного документа.

В сущности положение — обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.

 

1.4. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов

 

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техниче­ском регламенте или в Директиве.

В регламентах (технических регламентах) ссылки могут но­сить разный характер:

  • ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номе­ра, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов). Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь си­лу лишь после того, как будут внесены изменения в рег­ламент;
  • ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламен­те) только с помощью номера. Это дает возможность пе­ресматривать стандарт и вводить его в действие незави­симо от внесения изменений в регламент;
  • ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на ко­торый имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) — единственный путь достижения соответствия товара требо­ваниям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответ­ствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащих­ся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достиже­ния соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность но­сит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стан­дартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, кото­рые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реа­лизации, эксплуатации, транспортировке и хранении продук­ции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 мини­мальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявле­ния продукции, а также сведений о ней и соответствующей до­кументации органам государственного надзора*.


* Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, ст.170.

 

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товара­ми и предоставления услуг), а также за производство и реали­зацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасно­сти. Уголовная ответственность за нарушение требований стан­дартов по продукции производственного назначения не преду­смотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Граж­данско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского за­конодательства.

 

Тесты для самоконтроля*

1. Цели стандартизации:

а) установление обязательных норм и требований,

б) установление рекомендательных норм и требований,

в) устранение технических барьеров в международной торговле.

2. Обязательный для выполнения нормативный документ — это:

а) национальный (государственный) стандарт,

б) технический регламент,

в) стандарт предприятия.

3. Международные стандарты могут применяться в России:

а) после введения требований международного стандарта ГОСТ Р,

б) до принятия в качестве ГОСТ Р.


* Ответы см. в конце книги.

 

<<< 

Содержание

>>> 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
...
...
...
tak.ru
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz